История мопеда Мопе́д -
двух- или трёхколёсное транспортное средство с двигателем объёмом не
более 50 см³ и максимальной скоростью не более 50 км/ч.
Разграничение мотоциклов и мопедов в ПДД связано с тем, что мотоцикл
может ехать в общем потоке автомобилей, а мопед едет существенно
медленнее, и потому правила предписывают ему двигаться только у правого
края дороги, вместе с велосипедами. Популярность мопедов
определяется в первую очередь тем, что они не требуют государственной
регистрации, техосмотров и обязательного страхования; для управления
мопедом не требуется водительского удостоверения (есть страны, где это
не так). Кроме того, мопеды сто́ят довольно дёшево и расходуют мало
бензина. Конструктивные типы Классический мопед
«Классический» мопед имеет обычный велосипедный педальный привод с
цепной передачей на заднее колесо, с муфтой свободного хода и тормозом
во втулке заднего колеса; тормоз включается вращением педалей в
обратную сторону. На заднем колесе установлена также ведомая звёздочка
цепной передачи от двигателя (жёстко, без муфты свободного хода).
Ведущая звёздочка этой передачи установлена на одном валу с двигателем,
однако валы звёздочки и двигателя могут разъединяться фрикционной
муфтой (сцеплением). Для выключения сцепления служит рычаг на левой
ручке руля. Переключения передач нет. Правая ручка руля вращается и
служит для управления дроссельной заслонкой карбюратора («ручка
управления газом»). На правой ручке руля устанавливается также рычаг
переднего тормоза. Запуск двигателя обычно осуществляется так:
водитель выжимает сцепление, трогается с места по-велосипедному, после
набора скорости отпускает сцепление и вал двигателя начинает вращаться.
После этого можно ехать на моторе. Поскольку переключение передач
отсутствует, то на крутых подъёмах нужно «помогать» двигателю, вращая
педали. При кратковременных остановках можно не глушить двигатель, а
просто выжать сцепление; в этом случае можно тронуться с места, просто
прибавляя газу и плавно отпуская сцепление; в сложных условиях нужно
помогать педалями. В целом это повторяет схему самых первых
мотоциклов. Конструкция очень простая и лёгкая. Часто такие мопеды
называют «газовыми мопедами» или «газовиками», имея в виду, что они
управляются одной ручкой газа, без какого-либо переключения передач.
Официально их сейчас называют мотовелосипедами, чтобы отличить их от
других вариантов мопедов (несмотря на то, что сам термин «мопед»
образован слиянием слов «мотор» и «велосипед»). Несмотря на
своё название, мотовелосипеды редко годятся для езды в велосипедном
режиме — с выключенным мотором, за счёт вращения педалей ногами. Это
связано в первую очередь с тем, что у мопедов седло широкое и низко
расположенное; это повышает комфорт при езде под мотором, но делает
неудобной езду в велосипедном режиме. Кроме того, передаточное
отношение цепной передачи от педалей на колесо делают достаточно низким
для облегчения трогания с места и запуска двигателя. Мопед с педалями и переключением передач
Переключение передач существенно улучшает ходовые качества мопеда.
Часто переключение передач осуществляется поворотом левой ручки руля
(её можно повернуть при нажатии рычага сцепления). Мокик
Мо́кик — это мопед, сделанный по схеме обычного мотоцикла — с коробкой
передач и без велосипедного привода (термин связан с тем, что у мокиков
запуск двигателя производится кик-стартером — хотя многие снабжены и
электростартером). Переключение передач осуществляется ножным
рычагом слева (или левой ручкой на руле у «Карпат»), справа расположена
педаль заднего тормоза. Скутер В настоящее время очень
широко распространились мопеды, сделанные по схеме мотороллера
(скутера). У скутеров чаще всего вместо обычной ступенчатой коробки
передач устанавливают клиноремённый вариатор; сцепление автоматическое
центробежное. Задний тормоз у скутеров управляется рычагом на левой ручке руля, так что ноги водителя полностью освобождены от управления.
|