Мопе́д -
двух- или трёхколёсное транспортное средство с двигателем объёмом не
более 50 см³ и максимальной скоростью не более 50 км/ч.
Разграничение мотоциклов и мопедов в ПДД связано с тем, что мотоцикл
может ехать в общем потоке автомобилей, а мопед едет существенно
медленнее, и потому правила предписывают ему двигаться только у правого
края дороги, вместе с велосипедами.
Популярность мопедов
определяется в первую очередь тем, что они не требуют государственной
регистрации, техосмотров и обязательного страхования; для управления
мопедом не требуется водительского удостоверения (есть страны, где это
не так). Кроме того, мопеды сто́ят довольно дёшево и расходуют мало
бензина.
Конструктивные типы
Классический мопед
«Классический» мопед имеет обычный велосипедный педальный привод с
цепной передачей на заднее колесо, с муфтой свободного хода и тормозом
во втулке заднего колеса; тормоз включается вращением педалей в
обратную сторону. На заднем колесе установлена также ведомая звёздочка
цепной передачи от двигателя (жёстко, без муфты свободного хода).
Ведущая звёздочка этой передачи установлена на одном валу с двигателем,
однако валы звёздочки и двигателя могут разъединяться фрикционной
муфтой (сцеплением). Для выключения сцепления служит рычаг на левой
ручке руля. Переключения передач нет. Правая ручка руля вращается и
служит для управления дроссельной заслонкой карбюратора («ручка
управления газом»). На правой ручке руля устанавливается также рычаг
переднего тормоза.
Запуск двигателя обычно осуществляется так: водитель выжимает сцепление, трогается с места по-велосипедному, после набора скорости отпускает сцепление и вал двигателя начинает вращаться. После этого можно ехать на моторе. Поскольку переключение передач отсутствует, то на крутых подъёмах нужно «помогать» двигателю, вращая педали. При кратковременных остановках можно не глушить двигатель, а просто выжать сцепление; в этом случае можно тронуться с места, просто прибавляя газу и плавно отпуская сцепление; в сложных условиях нужно помогать педалями.
В целом это повторяет схему самых первых мотоциклов. Конструкция очень простая и лёгкая. Часто такие мопеды называют «газовыми мопедами» или «газовиками», имея в виду, что они управляются одной ручкой газа, без какого-либо переключения передач. Официально их сейчас называют мотовелосипедами, чтобы отличить их от других вариантов мопедов (несмотря на то, что сам термин «мопед» образован слиянием слов «мотор» и «велосипед»).
Несмотря на своё название, мотовелосипеды редко годятся для езды в велосипедном режиме — с выключенным мотором, за счёт вращения педалей ногами. Это связано в первую очередь с тем, что у мопедов седло широкое и низко расположенное; это повышает комфорт при езде под мотором, но делает неудобной езду в велосипедном режиме. Кроме того, передаточное отношение цепной передачи от педалей на колесо делают достаточно низким для облегчения трогания с места и запуска двигателя.
Мопед с педалями и переключением передач
Переключение передач существенно улучшает ходовые качества мопеда. Часто переключение передач осуществляется поворотом левой ручки руля (её можно повернуть при нажатии рычага сцепления).
Мокик
Мо́кик — это мопед, сделанный по схеме обычного мотоцикла — с коробкой передач и без велосипедного привода (термин связан с тем, что у мокиков запуск двигателя производится кик-стартером — хотя многие снабжены и электростартером).
Переключение передач осуществляется ножным рычагом слева (или левой ручкой на руле у «Карпат»), справа расположена педаль заднего тормоза.
Скутер
В настоящее время очень широко распространились мопеды, сделанные по схеме мотороллера (скутера). У скутеров чаще всего вместо обычной ступенчатой коробки передач устанавливают клиноремённый вариатор; сцепление автоматическое центробежное.
Задний тормоз у скутеров управляется рычагом на левой ручке руля, так что ноги водителя полностью освобождены от управления.